Профстандарт педагога — это документ, в котором прописаны основные требования к учителю: его образование, проф навыки, требуемый опыт, необходимые курсы по повышению квалификации. Вводить такие документы начали с 2013 года. Последний же профстандарт, разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ, начал действовать с 1 сентября 2022 года.
На кого распростараняется:
Если предыдущий документ был направлен на воспитателей и учителей, то новая редакция нацелена только на учителей. И действовать этот стандарт будет до 01.09.2028 года.
Зачем:
В пояснительной записке названы следующие причины введения нового профстандарта:
утвержденные году новые наименования квалификаций и требования к ним в 2021;
изменения, внесенные в ФЗ "Об образовании" (допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ);
несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».
Что поменялось:
Зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
Трудовые функции и требования:
Уровень 5 — педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов;
необходима справка о периоде обучения, подтверждающая успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за 3 года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки".
Уровень 6:
1. педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
2. педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
3. педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
Необходимо высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».
Новшества, связанные с цифровизацией:
Современный учитель теперь обязан владеть умениями;
1. Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий;
2. Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
3. Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач;
4. Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности;
5. Избирательно применять цифровые ресурсы.